Возможно ли, что в ближайшем будущем мы почти избавимся от штрафов за перегруз?

 vozmozhno li chto v blizhajshem budushchem 1

Возможно ли эффективнее бороться с перегрузами? Недавно появилось предложение о внедрении бортовых весов вместо систем автоматического весового контроля.

Установка бортовых весов на каждый автомобиль могло бы решить проблему перегрузов на российских дорогах — таком выводу пришли участники конференции «ИТС Регионам», недавно прошедшей в Рязани.

Перегруз — одна из главных проблем в борьбе за сохранность автодорог, ведь большая часть современных дорог, построенных еще в 60е годы прошлого века, рассчитаны на нагрузку в 6-7т на ось, и даже более современные дороги рассчитаны на нагрузку не более 11т на ось, хотя возможности современных грузовых автомобилей уже позволяют перевозить грузы, весом до 100т с примерной нагрузкой в 18т на ось.

vozmozhno li chto v blizhajshem budushchem 2

Для борьбы с перегрузами в данный момент используются ИТС. ИТС — это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами. Так говорит нам Википедия. В России системы ИТС начали применяться еще в середине 90х годов — как раз тогда начали появляться первые автоматические системы измерения скорости движения. Затем стали появляться и более продвинутые системы, и системы весогабаритного контроля, и метеостанции и другие. В данный момент на дорогах можно встретить датчики состояния дорожного покрытия, его температуры и качества сцепления.

vozmozhno li chto v blizhajshem budushchem 3

Первоначальной целью ИТС являлось повышение безопасности движения и снижение количества ДТП. В данный момент системы ИТС так же повышают комфорт передвижения по дорогам — они регулируют транспортные потоки для снижения заторов, фиксируют факты нарушения ПДД, уведомляют об изменении погодных условий и другое.

Для сохранности дорог одним из главных факторов является постоянное их постоянное и своевременное обслуживание. А своевременность обслуживания, в свою очередь, уже зависит от транспортного потока — его количества и качества. И вот тут уже вступают в действие главные разрушители дорог — грузовики, ведь разрушающее воздействие одного грузовика на дорожное полотно превышает воздействие легковых на оное в десятки раз. А перегруженные грузовики разрушают покрытие еще быстрее, по словам чиновников — разрушающее воздействие одного грузовика в год равняется таковому воздействию приблизительно 40-50 тысяч легковых автомобилей.

Потому получается следующая ситуация — дорожники проводят ремонт дорог в соответствии с нормативами, а перегруженные грузовики эти же дороги разрушают с ужасающей скоростью, и дороги в кратчайшие сроки становятся аварийными

На сколько велики масштабы проблемы? Давайте посчитаем — протяженность федеральной дорожной сети в ведении ФДА «Росавтодор» составляет 50 082 километров. Из них по состоянию на март 2018 нормативу соответствует 39 044 км или 78%. По допустимым осевым нагрузкам расклад у федеральных дорог следующий:
- дороги, с максимальной нагрузкой менее 10т на ось — 29%
- дороги, с максимальной нагрузкой свыше 10 т на ось — 71%

Примерная протяженность дорог, постоянно эксплуатируемых в режиме перегруза, составляет примерно 11 тысяч километров, что составляет приблизительно 22% от всех дорог.

Зачастую, перегруз возникает по вине недобросовестных перевозчиков — в поиске дополнительной наживы они перегружают свои ТС настолько, на сколько позволяет конструкция авто, при этом совершенно не беспокоясь о воздействии на дорожное полотно. По этой причине дорожникам приходится активно оборудовать пункты весогабаритного контроля.

По состоянию на первое марта на дорогах федерального значения функционировало 73 стационарных пункта весогабаритного контроля. Из них:
- 25 — автоматизированных пунктов
- 17 — пунктов смешанного типа, имеющих также стационарную часть
- 8 — полностью автоматических пунктов

Региональные дорожники так же активно налаживают системы весогабаритного контроля. В зависимости от технических характеристик конкретного участка дороги пункты настраивается на разрешенную массу. Штраф за движение с перегрузом для юридических лиц составляет до 500 тысяч рублей, в зависимости от процентного соотношения массы перегруза.

Главная проблема сейчас заключается в двух пунктах:
1 — технические несовершенство автоматизированных систем, и, как следствие, возможность избежать штрафа
2 — в большинстве случаев перевозчик не знает точную массу груза, из-за отсутствия возможности взвесить автомобиль при погрузке

В данном случае очень помогли бы весы, показывающие нагрузку на каждую ось в частности, однако импортные большегрузы с подобной технологией имеют стоимость от 200 тысяч евро, что может позволить себе далеко не каждый перевозчик. Автомобилей отечественного производства со встроенными весами пока не выпускают, однако некоторые производители прилагают сводную таблицу, по которой можно приблизительно рассчитать вес ТС в зависимости от груза. Однако, по словам многих перевозчиков — таблицы крайне несовершенны и имеют порой просто огромный процент погрешности. А с учетом того, что в большинстве случаев на погрузке отсутствуют весы, а так же того, что зачастую сами грузовладельцы в целях экономии могут сообщить заведомо ложный вес груза — мы получаем ситуацию, в которой виноватых найти крайне сложно, а масштаб проблемы постоянно разрастается.

vozmozhno li chto v blizhajshem budushchem 4

Для полного устранения самой проблемы перегруза необходимо не только контроль на дорогах, в виде пунктов весогабаритного контроля, но и другие меры, направленные на контроль веса груза при погрузке, самым простейшим из которых является установка в уже задействованные автомобили систем определения массы и давления для каждой отдельной оси. В данный момент на рынке уже представлено достаточное количество подобных систем. Вопрос только в том, что перевозчикам необходимо будет устанавливать их за свои деньги, чему тоже обрадуются не многие.

Однако до тех пор, пока имеется возможность объехать пункты весогабаритного контроля и избежать штрафов — ситуация сильно не изменится.

Если вспомнить — введение системы «Платон» тоже первоначально было встречено «в штыки», однако со временем перевозчикам пришлось смириться, и сейчас даже многие противники данной системы отметили ее эффективность в плане прозрачности бюджета, когда можно явно увидеть, на ремонт каких дорог идут заработанные средства, и сразу проверить качество выполненных работ.

Как знать — возможно уже в скором будущем дороги в нашей стране уже будут в лучшем состоянии, и не будут так сильно изнашиваться из-за перегруженных грузовиков.

Узнайте стоимость перевозок всего за 20 минут